Особенности строения дыхательной системы у детей

Особенности дыхательной системы у детей

Особенности строения дыхательной системы у детей

Дыхательная система представляет собой совокупность органов, состоящих из дыхательных путей (нос, глотка, трахея, бронхи), легких (бронхиальное дерево, ацинусы), а также групп мышц, способствующих сокращению и расслаблению грудной клетки. Дыхание обеспечивает клетки организма кислородом, они в свою очередь перерабатывают его в углекислый газ. Данный процесс происходит в малом круге кровообращения.

Закладка и развитие

Закладка и развитие дыхательной системы ребенка начинается в период 3 недели беременности женщины. Образуется из трех зачатков:

  • Спланхнотом.
  • Мезенхима.
  • Эпителий передней кишки.

Из висцеральных и париетальных листков спланхнотома происходит развитие мезотелия плевры.

Он представлен однослойным плоским эпителием (клетки многоугольные), выстилающим всю поверхность легочной системы, отделяя от других органов.

Внешняя поверхность листка покрыта микроресничками, которые вырабатывают серозную жидкость. Она необходима для скольжения между собой двух листков плевры во время вдоха и выдоха.

Из мезенхимы, а именно зародышевого листка мезодермы, образуются хрящи, мышечные и соединительнотканные структуры, кровеносные сосуды. Из эпителия передней кишки берет развитие бронхиальное дерево, легкие, альвеолы.

Во внутриутробном периоде дыхательные пути и легкие заполнены жидкостью, которая удаляется во время родов при первом вдохе, а также всасывается системой лимфы и частично в кровеносные сосуды. Дыхание осуществляется за счет материнской крови, обогащенной кислородом, через пуповину.

К восьмому месяцу гестации, пневмоцитами вырабатывается поверхностно-активное вещество – сурфактант.

Он выстилает внутреннюю поверхность альвеол, препятствует их спаданию и слипанию, находится на границе «воздух-жидкость». Защищает от вредоносных агентов, с помощью иммуноглобулинов и макрофагов.

Недостаточная секреция или отсутствие сурфактанта грозит развитием респираторного дистресс-синдрома.

Особенностью дыхательной системы у детей является ее несовершенность. Формирование и дифференцировка тканей, клеточных структур выполняется в первые годы жизни и до семи лет.

Строение

Со временем органы ребенка приспосабливаются к той среде, в которой он будет жить, формируются необходимые иммунные, железистые клетки. У новорожденного дыхательные пути, в отличие от взрослого организма, имеют:

  • Более узкий просвет.
  • Короткую длину ходов.
  • Множество васкулярных сосудов на ограниченном участке слизистой.
  • Нежную, легко поддающуюся травматизации, архитектонику выстилающих оболочек.
  • Рыхлую структуру лимфоидной ткани.

Верхние пути

Нос малыша маленького размера, его ходы узкие и короткие, поэтому самый незначительный отек может привести к непроходимости, что затруднит процесс сосания.

Строение верхних путей у ребенка:

  1. Развиты две носовые пазухи – верхняя и средняя, нижняя сформируется к четырем годам. Хрящевой каркас мягкий и податливый. Слизистая оболочка имеет обилие кровеносных и лимфатических сосудов, в связи с чем незначительная манипуляция может привести к травматизации. Редко отмечается носовое кровотечение – это связано с не развитой пещеристой тканью (она сформируется к 9-ти годам). Все остальные случаи течения крови из носа считаются патологией.
  2. Гайморовы пазухи, лобная и решетчатая не замкнуты, выпячивают слизистую, оформляются к 2 годам, редки случаи воспалительных поражений. Таким образом, оболочка более приспособлена к очищению, увлажнению вдыхаемого воздуха. Полное развитие всех пазух происходит к 15 годам.
  3. Носослезный канал короткий, выходит в углу глаза, близко к носу, что обеспечивает быстрое восходящее распространение воспаления из носа в слезный мешок и развитие полиэтиологичного конъюнктивита.
  4. Глотка короткая и узкая, благодаря чему происходит быстрое ее инфицирование через нос. На уровне между полостью рта и глоткой имеется носоглоточное кольцевидное образование Пирогова-Вальдейера, состоящее из семи структур. Сосредоточение лимфоидной ткани защищает вход в органы дыхания и пищеварения от инфекционных агентов, пыли, аллергенов. Особенности строения кольца: слабо сформированные миндалины, аденоиды, они рыхлые, податливы к заселению в их криптах воспалительных агентов. Возникают хронические очаги инфекции, частые респираторные заболевания, ангины, затруднение носового дыхания. У таких детей появляются неврологические расстройства, они обычно ходят с открытым ртом и хуже поддаются школьному обучению.
  5. Надгортанник в виде лопатки, относительно широкий и короткий. Во время дыхания ложится на корень языка – открывает вход в нижние пути, в период принятия пищи – препятствует попаданию инородного тела в дыхательные ходы.

Нижние пути

Гортань новорожденного расположена выше, чем у взрослого индивидуума, за счет мышечного каркаса очень подвижна. Имеет вид воронки диаметром в 0,4 см, сужение направлено в сторону ых связок. Связки короткие, что объясняет высокий тембр голоса.

При небольшом отеке, во время острых респираторных заболеваний, возникают симптомы крупа, стеноза, что характеризуется тяжелым, свистящим дыханием с невозможностью выполнить полноценный вдох. Как следствие происходит развитие гипоксии.

Гортанные хрящи закруглены, их заострение у мальчиков совершается к 10–12 годам.

Трахея к моменту рождения уже сформирована, располагается на уровне 4-го шейного позвонка, подвижна, в форме воронки, затем приобретает цилиндрический вид. Просвет значительно сужен в отличие от взрослого человека, в ней расположено мало железистых участков. При кашле может сокращаться на треть.

Учитывая анатомические особенности, при воспалительных процессах, неизбежно сужение и возникновение лающего кашля, симптомов гипоксии (цианоз, одышка). Каркас трахеи состоит из хрящевых полуколец, мышечных структур, соединительнотканной оболочки.

Бифуркация при рождении находится выше, чем у старших детей.

Бронхиальное дерево является продолжением бифуркации трахеи, делится на правый и левый бронх. Правый – шире и короче, левый – уже и длиннее. Хорошо развит мерцательный эпителий, продуцирующий физиологическую слизь, очищающую бронхиальный просвет. Слизь ресничками продвигается кнаружи со скоростью до 0,9 см в минуту.

Особенностью органов дыхания у детей является слабый кашлевой толчок, из-за плохо развитой мускулатуры торса, незаконченным покрытием миелином нервных волокон десятой пары черепных нервов.

Как следствие инфицированная мокрота не отходит, накапливается в просвете бронхов разного калибра и возникает закупорка густым секретом. В структуре бронха есть хрящевые кольца, за исключением конечных отделов, которые состоят только из гладких мышц.

При их раздражении может возникать резкое сужение хода – появляется астматическая картина.

Легкие представляют собой воздушную ткань, их дифференцировка продолжается до 9-ти летнего возраста, состоят из:

  • Долей (правое из трех, левое – двух).
  • Сегментов (справа – 10, слева – 9).
  • Долек.

Бронхиолы заканчиваются у малыша мешочком. С ростом ребенка разрастается ткань легкого, мешочки превращаются в альвеолярные грозди, увеличиваются показатели жизненной емкости. Активное развитие с 5 недели жизни.

При рождении вес парного органа составляет 60–70 грамм, хорошо кровоснабжается и васкуляризирован лимфой. Таким образом, является полнокровным, а не воздушным как у старшего возраста.

Важным моментом является то, что легкие не иннервируются, воспалительные реакции протекают безболезненно, и в таком случае, можно пропустить тяжелое заболевание.

Ввиду анатомо-физиологического строения, патологические процессы развиваются в базальных отделах, нередки случаи ателектаза и эмфиземы.

Функциональные особенности

Первый вдох осуществляется за счет снижения в крови плода кислорода и повышения уровня углекислого газа, после пережатия пуповины, а также смены условий пребывания – из теплого и влажного в холодное и сухое. Сигналы по нервным окончаниям поступают в центральную нервную систему, а затем в дыхательный центр.

Особенности функции органов дыхания у детей:

  • Проведение воздуха.
  • Очистка, согревание, увлажнение.
  • Насыщение кислородом и очищение от углекислого газа.
  • Защитная иммунная функция, синтез иммуноглобулинов.
  • Метаболизм – синтез ферментов.
  • Фильтрация – пыль, тромбы.
  • Липидный и водный обмен.
  • Поверхностные вдохи.
  • Тахипноэ.

На первом году жизни возникает дыхательная аритмия, что считается нормой, однако ее сохранение и возникновение апноэ после годовалого возраста чревато остановкой дыхания и смертью.

Частота дыхательных движений напрямую зависит от возраста малыша – чем моложе, тем чаще осуществляется вдох.

ЧДД норма:

  • Новорожденный 39–60/минуту.
  • 1–2 года – 29–35/мин.
  • 3–4 года – 23–28/мин.
  • 5–6 лет – 19–25/мин.
  • 10 лет – 19–21/мин.
  • Взрослый – 16–21/мин.

Учитывая особенности органов дыхания у детей, внимательность и осведомленность родителей, своевременное обследование, терапия снижает риск перехода в хроническую стадию болезни и тяжелым осложнениям.

Источник: http://elaxsir.ru/anatomiya/osobennosti-dyxatelnoj-sistemy-u-detej.html

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей

Особенности строения дыхательной системы у детей

  • Особенности дыхательных путей ребенка
  • Особенности строения носа ребенка
  • Особенности глотки ребенка
  • Особенности гортани ребенка
  • Особенности трахеи ребенка
  • Особенности бронхиального дерева ребенка
  • Особенности легких у детей.
  • Заболевания органов дыхания.
  • Профилактика органов дыхания.

Введение

Одними из важных наук в изучении человека является анатомия и физиология. Науки, изучающие строение тела и отдельных его органов, и жизненные процессы, протекающие в организме, иными словами, работу, или функции, как отдельных органов, так и всего организма в целом.

Прежде чем беспомощный младенец станет взрослым человеком, пройдет много лет. В течение всего этого времени ребенок растет и развивается.

Для создания наилучших условий роста и развития ребенка, для правильного его воспитания и обучения надо знать особенности его организма; понимать, что полезно для него, что вредно и какие меры следует принимать для укрепления здоровья и поддержания нормального развития.   

После трехмесячного возраста различают II периода

 период интенсивного роста легочных долей (от 3 месяцев до 3 лет).

start=”2″

 окончательная дифференцировка всей бронхолегочной системы (от 3 до 7 лет).

3)      от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;

Источник: http://student.zoomru.ru/pedagog/anatomofiziologicheskie-osobennosti-dyhatelnoj-sistemy-u/286355.3391439.s1.html

Особенности строения и развития дыхательной системы у детей

Особенности строения дыхательной системы у детей

Строение дыхательной системы у детей в период новорожденности создает многочисленные предпосылки для острых респираторных заболеваний. Поэтому малыша следует оберегать от воздействия инфекционных факторов.

Предлагаем также узнать про все особенности строения дыхательной системы у детей для того, чтобы иметь общее представление о том, как происходит постепенное развитие носа и придаточных пазух, горла и гортани, бронхов и легких.

Согласно медицинской статистике заболевания органов дыхания у детей встречаются гораздо чаще, чем у взрослых. Это обусловлено возрастными особенностями строения дыхательной системы и своеобразием защитных реакций детского организма.

На своем протяжении дыхательные пути делятся на верхние (от отверстия носа до ых связок) и нижние (гортань, трахея, бронхи), а также легкие.

Основная функция дыхательной системы — обеспечение тканей организма кислородом и выведение углекислого газа.

Процесс формирования органов дыхания у большинства детей завершается к 7 годам, а в последующие годы происходит только увеличение их размеров.

Все дыхательные пути у ребенка значительно меньших размеров и имеют более узкие просветы, чем у взрослого.

Слизистая оболочка тонкая, нежная, ранимая, сухая, так как железы в ней слабо развиты, мало вырабатывается секреторного иммуноглобулина A (IgA).

Это, а также богатое кровоснабжение, мягкость и податливость хрящевого каркаса дыхательных путей, малое содержание эластической ткани способствуют снижению барьерной функции слизистой оболочки, достаточно быстрому проникновению болезнетворных микроорганизмов в кровеносное русло, создают предрасположенность к сужению дыхательных путей в результате быстро возникающего отека или сдавления податливых дыхательных трубок извне.

Особенности строения носа у детей заключаются в первую очередь в небольших размерах, что обуславливает укорочение пути для прохождения воздушных масс. У ребенка раннего возраста нос относительно мал.

Строение носа у ребенка таково, что носовые ходы узки, нижний носовой ход формируется только к 4 годам, что способствует возникновению частого насморка (ринита).

Слизистая оболочка носа очень нежная, содержит много мелких кровеносных сосудов, поэтому даже небольшое воспаление вызывает ее набухание и еще большее сужение носовых ходов. Это приводит к нарушению носового дыхания у ребенка. Малыш начинает дышать ртом.

Холодный воздух не согревается и не очищается в полости носа, а непосредственно попадает в бронхи и легкие, что приводит к проникновению инфекции. Не случайно многие заболевания легких у детей начинаются именно с «безобидного» насморка.

Детей с раннего возраста необходимо обучать правильному дыханию через нос!

При рождении у ребенка сформированы только верхнечелюстные (гайморовы) пазухи, поэтому гайморит может развиться у детей раннего возраста. Полностью все пазухи носа развиваются к 12 — 15 годам.

Строение носа и пазух у ребенка постоянно видоизменяется по мере того, как разрастаются и формируются кости лицевого черепа. Постепенно появляются лобные и основные придаточные пазухи.

Решетчатая кость с лабирин6том формируется в течение всего первого года жизни.

Посмотрите строение носа у ребенка на фото, где показаны основные анатомические процессы развития в течение первого года жизни:

Строение горла и гортани у ребенка (с фото)

Продолжает полость носа глотка. Строение горла у ребенка обеспечивает надежную иммунную защиту от вторжения вирусов и бактерий: в нем имеется важное образование — глоточное лимфатическое кольцо, выполняющее защитную барьерную функцию. Основу лимфоглоточного кольца составляют миндалины и аденоиды.

К концу первого года лимфоидная ткань глоточного лимфатического кольца нередко гиперплазируется (разрастается), особенно у детей с аллергическим диатезом, вследствие этого барьерная функция понижается.

Разросшаяся ткань миндалин и аденоидов заселяется вирусами и микроорганизмами, формируются хронические очаги инфекции (аденоидит, хронический тонзиллит). Наблюдаются частые ангины, ОРВИ.

В случае тяжелой формы аденоидита длительно сохраняющееся нарушение носового дыхания способствует изменению лицевого скелета и формированию «аденоидного лица».

Гортань расположена в передней верхней части шеи. По сравнению с взрослыми гортань у детей короткая, воронкообразной формы, имеет нежные, податливые хрящи и тонкие мышцы.

В области подсвязочного пространства имеется отчетливое сужение, где диаметр гортани увеличивается с возрастом очень медленно и составляет в 5 — 7 лет 6 — 7 мм, к 14 годам — 1 см.

В подсвязочном пространстве имеется большое количество нервных рецепторов и кровеносных сосудов, поэтому легко развивается отекподслизистого слоя. Такое состояние сопровождается тяжелыми нарушениями дыхания (стеноз гортани, ложный круп) даже при небольших проявлениях респираторной инфекции.

Посмотрите строение горла и гортани у ребенка на фото, где выделены и обозначены наиболее важные структурные части:

Особенности строения и развития бронхов и легких у детей

Продолжением гортани является трахея. Трахея грудного ребенка очень подвижна, что в сочетании с мягкостью хрящей иногда вызывает щелевидное спадание ее на выдохе и сопровождается появлением экспираторной одышки или грубого храпящего дыхания (врожденный стридор). Проявления стридора, как правило, исчезают к 2 годам. В грудной клетке трахея делится на два крупных бронха.

Особенности бронхов у детей приводят к тому, что при частых простудах развивается хронический бронхит, который может переходить в бронхиальную астму.

Рассматривая строение бронхов у детей, видно, что их размер в новорожденном возрасте относительно невелик, что обусловливает частичную закупорку просвета бронхов слизью при заболеваниях бронхитом.

Основная функциональная особенность бронхов маленького ребенка — недостаточность дренажной и очистительной функций.

Бронхи малышей очень чувствительны к воздействию вредных факторов внешней среды. Слишком холодный или горячий воздух, высокая влажность воздуха, загазованность, запыленность приводят к возникновению застоя слизи в бронхах и развитию бронхита.

Внешне бронхи похожи на ветвистое дерево, перевернутое кроной вниз. Мельчайшие бронхи (бронхиолы) заканчиваются маленькими пузырьками (альвеолами), составляющими непосредственно ткань легких.

Строение легких у детей постоянное меняется, поскольку они у ребенка растут непрерывно. В первые годы жизни ребенка легочная ткань полнокровна и маловоздушна. В альвеолах происходит жизненно важный для организма процесс газообмена.

Углекислый газ из крови переходит в просвет альвеол и через бронхи выделяется во внешнюю среду. Одновременно кислород атмосферы поступает в альвеолы и далее в кровь.

Малейшее нарушение газообмена в легких из-за воспалительных процессов вызывает развитие дыхательной недостаточности.

Грудная клетка со всех сторон оплетена мышцами, которые обеспечивают дыхание (дыхательные мышцы). Главными из них являются межреберные мышцы и диафрагма.

Во время вдоха дыхательные мышцы сокращаются, что приводит к расширению грудной клетки и увеличению объема легких за счет их расправления. Легкие как бы засасывают воздух извне.

Во время выдоха, который происходит без мышечных усилий, объем грудной клетки и легких уменьшается, воздух выходит наружу. Развитие легких у детей неизбежно приводит к существенному увеличению жизненного объема этих важных органов.

Дыхательная система ребенка достигает завершенности в своем строении к 8 — 12 годам, однако становление ее функции продолжается до 14 — 16 лет.

В детском возрасте необходимо выделить ряд функциональных особенностей дыхательной системы.

  • Частота дыхания тем больше, чем моложе ребенок. Учащение дыхания компенсирует малый объем каждого дыхательного движения и обеспечивает кислородом организм ребенка. В возрасте 1 — 2 лет число дыханий в минуту составляет 30 — 35, в 5 —6 лет — 25, в 10—15 лет — 18-20.
  • Дыхание ребенка более поверхностное и аритмичное. Эмоциональные и физические нагрузки увеличивают выраженность функциональной дыхательной аритмии.
  • Газообмен у детей происходит более интенсивно, чем у взрослых, благодаря богатому кровоснабжению легких, скорости кровотока, высокой диффузии газов. Одновременно функция внешнего дыхания легко может нарушаться из-за недостаточных экскурсий легких и расправления альвеол.

Статья прочитана 7 130 раз(a).

Сразу же обратим ваше внимание, что аптечка для ребенка должна находится отдельно от взрослой. В домашнюю аптечку для ребенка должны входить толкьо препараты в специальной …

Впервые появившаяся аллергическая реакция у ребенка – это настоящий повод для тревоги у родителей. Там предвестником может проявляться бронхиальная астма и нарушение …

Отравление растениями происходит не только летом, когда за окном развивается огромное количество представителей флоры. В ряде случаев непреднамеренное отравление …

Отравление грибами у детей зачастую проявляется более клинически остро, чем у взрослого человека. Это обусловлено более интенсивными процессами биохимического метаболизма …

Укус клеща у ребенка – это всегда высочайший риск развития клещевого энцефалита или боррелиоза. Данные заболевания относятся к летальной группе и зачастую приводят …

Укусы насекомых у детей – это досадная неприятность, которая сопровождает все летние прогулки на природе. Первое, что делать при укусах насекомых у детей – предпринимать …

Носовое кровотечение у детей может быть спровоцировано слабостью зоны Киселева, атрофическим ринитом или нарушением факторов свёртываемости в организме. В любом случае …

Различные повреждения ушей у детей младшего возраста зачастую связаны с проведением ими различного рода экспериментов. Инородное тело в ухе ребенка – это довольно …

При неосторожном обращении с мелкими и крупными предметами во время игры у малыша может возникнуть специфическая травма. Она может выражаться в образовании синяка …

Тупая травма грудной клетки в детском возрасте может быть результатом неправильного пеленания, падения с возвышенности, резкого поворота туловища и т.д. В виду того, …

Черепно-мозговая травма у детей может возникнуть даже при нырянии в воду. Это связано с непропорциональным развитием церебральной структуры, которая не успевает «заполнять» …

В бытовых условиях травматическая ампутация пальца может произойти даже при неосторожном закрывании тяжелых металлических дверей или входных ворот. При этом возможно …

Все возможные травмы у детей случаются по причине невнимательности родителей и неосторожности самых малышей. Обучение элементарным правилам безопасности играют роль …

Утопление у ребенка может иметь различные негативные последствия. Иногда удается спаси малыша, а буквально спустя несколько часов он погибает. нужно знать о вторичном …

Первый неудачный опыт употребления горячительных напитков может случится в жизни каждого современного подростка. не стоит сразу же начинать паниковать. Алкогольное …

Родителям необходимо обладать информацией о том, что делать при отравлении ребенка, какие меры по спасению его жизни следует предпринимать до приезда бригады скорой …

Источник: http://vkapuste.ru/?p=7941

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.