Причины нарушения слуха у детей

Нарушение слуха у детей: причины, классификация, лечение

Причины нарушения слуха у детей

Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий.

Существует большое количество типологий нарушений, каждая из которых отличается своим критерием, который в нее заложен. Лечение осуществляется как медикаментозно, так и с помощью операций.

Диагностику осуществляют с помощью инструментальных методов исследования и сбора анамнеза у родителей.

Причины развития нарушений слуха

Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.

Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода.

Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга.

Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.

Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки.

Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов.

Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.

Виды и основные клинические проявления

Существует большое количество классификаций нарушения слуха, каждая из которых отличается друг от друга положенными в основу причинами. Л. В. Нейман в 1977 году предложил классификацию в зависимости от степени поражения слуховой функции и возможности развития речи при таком состоянии слуха. Выделяют два вида нарушений слуха:

  • тугоухость — снижение слуховой функции, при котором возникают трудности в восприятии речи и ее овладении, но овладение слуха остается возможным с ограничением словарного запаса;
  • глухота — снижение слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно.

Критерием этой классификации является степень понижения слуха в области речевого диапазона частот от 500 до 4000 Гц. Ученый выделяет три степени тугоухости:

СтепеньГромкостьХарактеристика
ПерваяСнижение слуха не превышает 50 дБРечевое общение сохранно, ребенок разборчиво понимает речь на расстоянии более 1-2 метров
ВтораяПотеря слуха от 50 до 70 дБКоммуникация осуществляется с трудностями, потому что речь воспринимается ребенком на расстоянии до 1 метра
ТретьяПотеря слуха более 70 дБПроисходит нарушение общения, т. к. ребенок не воспринимает речь около уха

Нарушение восприятия и овладевания речью происходит при снижении слуха ребенка на 15-20 дБ. Это, по мнению Неймана, является границей между нормальным слухом и тугоухостью. Пограничное состояние находится на уровне 85 дБ.

Существует четыре группы глухих детей. К первой группе ученый относит детей, которые воспринимают звуки с частотой 125-250 Гц. Вторая группа глухих детей характеризуется восприятием звуков до 500 Гц. Третья группа — дети, которые могут воспринимать звуки частотой до 1000 Гц, а к четвертой относятся пациенты, воспринимающие звуки в широком диапазоне (от 2000 Гц и выше).

Дети с небольшими остатками слуха воспринимают очень громкие звуки на маленьком расстоянии (крик, гудок паровоза или удары в барабаны). Те пациенты, которые относятся к третьей и четвертой группе, могут воспринимать звуки музыкальных инструментов, громкие голоса животных и бытовые звуки, а также речь.

Согласно Международной классификации болезней, выделяют пять степеней нарушений слуха:

СтепеньВосприятие громкости
ПерваяСнижение слуха на уровне не более 40 дБ
Вторая40-55 дБ
Третья55-70 дБ
Четвертая70-90 дБ
ГлухотаБолее 90 дБ

В зависимости от причин возникновения патологии выделяют наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации принять различать три формы нарушений:

  • нейросенсорная форма развивается при поражении звуковоспринимающего аппарата, т. е. внутреннего уха, слухового нерва или структур слухового анализатора и встречается в 91% случаев у пациентов, которые страдают нарушениями слуха;
  • кондуктивная тугоухость возникает по причине развития нарушений в звукопроводящем аппарате: наружного уха, барабанной перепонки и слуховых косточек (среднего уха);
  • смешанная форма.

Строение слухового аппарата

Классификация Боскис

В основу типологии Р. М. Боскис были положены следующие критерии:

  1. Нарушение работы слухового анализатора следует рассматривать отлично от такого же нарушения у взрослых людей. У взрослого такое нарушение приводит к проблемам в общении, а у детей это влияет на психическое развитие ребенка, происходят нарушения в формировании речи и возникают другие расстройства.
  2. Необходимо учитывать возможность самостоятельного овладения речью при нарушении слуха. Невозможность полного восприятия формирует препятствия для овладения речью. Отсутствие устной речи или ее недоразвитие влияет на нарушение в формировании письменной речи (понимание текста и невозможность передачи собственных мыслей в письме).
  3. Слух и речь тесно связаны, т. е. слуховые патологии препятствуют развитию речевой функции, а нормальное применение слуха зависит от уровня развития речи.
  4. Дети с нарушениями слуха имеют различный уровень развития речи, и это зависит от степени нарушения слуховой функции, времени возникновения, условий нахождения ребенка после появления патологии и его индивидуальных особенностей.

Наблюдается взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речевой функции: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь детей. При тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

Время потери слуха также влияет на развитие речи: чем раньше оно возникло, тем больше оно отражается на развитие речи.

Потеря слуха в возрасте до двух лет, когда речь не сформировалась, приводит к полному ее отсутствию.

Нарушения, которые возникли в возрасте от двух до четырех лет, вызывают распад речи.

У старших дошкольников при потере слуха речь частично сохраняется, но если не оказывать специальную педагогическую помощь, нарушения речи будут прогрессировать.

Чем раньше осуществлена диагностика нарушений слуха и оказано лечение для устранения последствий его снижения, тем успешнее будет проходить развитие ребенка.

Для того чтобы речь развивалась у плохослышашего малыша нормально, важно чтобы уровень психического развития был в норме и отсутствовали такие нарушения, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения зрения. На это влияют и личностные особенности детей. Общительные дети лучше овладевают речью, чем пассивные.

На основе этого Р. М. Боскис выделила две группы детей со слуховыми нарушениями:

КатегорияХарактеристика
ГлухиеСамостоятельное овладение речью невозможно. Не воспринимают чужую речь
СлабослышащиеРебенок может сам овладеть речью. Дети могут воспринимать шепот и речь разговорной громкости

В зависимости от состояния речи у глухих детей выделяют две категории. К первой относятся дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух до двух лет, — ранооглохшие дети. Ко второму виду относятся дети, которые потеряли слух в период, когда их речь была сформирована (позднооглохшие).

Существует две категории слабослышащих детей. К первой группе относятся дети, которые к началу поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, т. е.

у них наблюдается неправильное построение фраз, нарушения лексико-грамматического и фонетического строя речи).

Вторая группа характеризуется тем, что дети владеют развернутой фразовой речью и отмечаются небольшие нарушения в грамматическом строе и фонетическом оформлении.

Признаки

Если у малыша до четырех месяцев не наблюдается реакция на громкие звуки, к 7-9 месяцам он не может определить источник звука, а в 1-2 года у него отсутствует словарный запас, то необходимо безотлагательно обратиться к врачу.

Дети в более старшем возрасте могут не реагировать на шепот или разговорную речь, которая обращена к ним сзади, не отзываются на свое имя, переспрашивают одно и тоже два-три раза и не различают звуки окружающей среды. Тугоухость характеризуется наличием недоразвития речи, т. е.

имеет место нарушение произношения звуков, отмечаются трудности в различении фонем.

У детей ограничен словарный запас и несформирован лексико-грамматический строй речи. Это влияет на развития нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Первыми признаками тугоухости в детском возрасте являются вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, шум в ушах, головокружения).

Диагностика

Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.).

В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука.

Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия — исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью осветительного прибора.

Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников — речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.

Камертон

Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.

Лечение и профилактика

Детей с этими патологиями лечат с помощью медикаментов, физиотерапии и оперативных вмешательств. В некоторых случаях необходимо удалить серную пробку или инородное тело из уха для того, чтобы избавиться от нарушений слуха.

Если у ребенка поражена барабанная перепонка или слуховые косточки, то нужно провести мирингопластику (восстановление целостности барабанной перепонки при помощи взятия кожного лоскута над ушной раковиной и накладывании на отверстие) и протезирование слуховых косточек.

Медикаментозная терапия осуществляется в зависимости от причины и степени тугоухости. Если нарушение слуха возникло на фоне сосудистых патологий, то назначают лекарства, которые способствуют улучшению кровоснабжения во внутреннем ухе (винпоцетин, папаверин, никотиновая кислота). При нарушении слуха из-за инфекционных заболеваний применяются антибиотики.

К немедикаментозным способам лечения относится пневмомассаж барабанной перепонки, который заключается в подаче переменного давления специальным прибором. Активно применяется иглорефлексотерапия (иглоукалывание) и магнитотерапия (воздействие магнитным полем на слуховой аппарат). В некоторых случаях используется электрофорез — введение лекарственных средств с помощью электрического тока.

Иногда для лечения детей используется слухопротезирование (применение слуховых аппаратов) или кохлеарная имплантация (установка в улитку внутреннего уха электронной системы, которая обеспечивает звуковосприятие). Реабилитация детей с нарушениями слуха включает в себя помощь и других специалистов. К ним относится логопед, дефектолог и детский психолог.

Профилактика задержки речевого развития и отставания в развитии интеллекта заключается в своевременном выявлении нарушений слуха и при первых признаках нужно обратиться к врачу. При раннем начале лечения можно добиться стабилизации слуха. Следует лечить патологии ЛОР-органов и проводить постоянные вакцинации.

Источник: https://pneumonija.com/ear/deafness/narushenie-sluxa-u-detej.html

Классификация нарушения слуха у ребенка: причины появления симптомов и методы лечения

Причины нарушения слуха у детей

Чем быстрее обнаружена утрата слуха, тем больше шансов, что вследствие лечения либо оперативного слухопротезирования дошкольник овладеет речью и сумеет в соответствии с нормой совершенствоваться и обучаться.

Классификация нарушения слуха у ребенка:

Глухой не слышит разговор находящихся вокруг и при применении слуховых устройств. Ребята с глухотой учатся в специализированных организациях и школах. Глухота имеет четыре степени в связи с порогом улавливаемых звуков. Плохо слышащие разговор находящихся вокруг слышат с затруднениями, нуждаются в применении слуховых устройств.

Патогенез

Все без исключения патологии слуха делят на три категории:

  • потомственные;
  • природные;
  • полученные.

Глухота, в свою очередь, разделяется на кондуктивную, которая сопровождается патологиями звукопроводной системы, и нейросенсорную, характеризующуюся тем, что испорчена звуковоспринимающая система.

Неблагоприятными условиями, провоцирующими появление глухоты и тугоухости, являются:

  • тяжелая беременность матери в данный промежуток патологии этапа новорожденности;
  • вирусные заразы;
  • заражение инфекциями;
  • заболевания лор-органов;
  • использование токсичных лекарств в период беременности, что требует выполнения заблаговременной диагностики слуха у новорожденных детей.

Реакция на звуки у только что родившихся возникает через 2-3 недели после появления на свет. Гуление переходит в лепетание через 4-5 месяцев.

В случае если у отца с матерью возникают сомнения, что ребенок не откликается на звуки, гуление со временем затухает, не переключаясь в лепетание, а в более позднем возрасте останавливается речевое развитие, родители обязаны незамедлительно проинформировать своего участкового педиатра либо отоларинголога.

Специалисты говорят о следующих причинах патологии:

  • Нарушения слуха могут передаться от отца, матери и других родственников. К тому же проблемы со слухом могут возникнуть через несколько поколений посредством рецессивных генов.
  • Генетические нарушения, разнообразные мутации. Могут произойти в результате неправильного образа жизни одного или обоих родителей, плохой экологии, загрязненности окружающей среды, а также при злоупотреблении родителей алкоголем, никотином или же наркотическими и психотропными веществами.
  • Неправильный образ жизни будущей матери во время беременности. Курение, алкоголь, наркотики, в некоторых случаях употребление нездоровой пищи или пониженная активность могут привести к патологиям.
  • Болезни, перенесенные во время беременности, также могут сказаться на развитии слуха малыша.
  • Родовые травмы, неправильно проведенное кесарево могут негативно сказаться на состоянии здоровья новорожденного. Болезни, инфекции, перенесенные в первые месяцы жизни, могут негативно сказаться на слухе ребенка.
  • Аденоиды – мелочь, которая доставляет немало дискомфорта ребенку и много хлопот его родителям. При обнаружении аденоидов отоларингологом их необходимо своевременно удалить, после чего у ребенка пройдут проблемы со слуховым органом.

Симптомы

Нарушения слуха очень тесно переплетаются с задержкой в интеллектуальном или психологическом развитии, так как, не слыша большинства звуков и/или не умея их воспроизводить, ребенок не умеет адекватно воспринимать мир, реагировать на те или иные вещи и просто общаться со сверстниками.

Чтобы предупредить дальнейшие ухудшения слуха и предотвратить отклонения в развитии, необходимо как можно раньше обратиться к специалисту. Итак, симптомы нарушения слуха у ребенка:

  1. В первые недели и месяцы жизни новорожденного диагностировать какие-либо нарушения необычайно сложно. Развитие детей происходит по-разному, однако если малыш в течение трех-четырех недель ни разу ни среагировал на голос матери или не вздрогнул при громком шуме, следует обратиться к педиатру.
  2. Если до пяти месяцев ребенок не воспроизводит никаких звуков, то это опасный симптом. Возможно, он ничего не слышит.
  3. Опять же, если до года малыш не пытается сказать слова, воспроизвести звуки, похожие на речь, – это очень плохой симптом, говорящий о тугоухости, глухоте, в некоторых случаях – аденоидах и связанной со всем этим задержкой в развитии.
  4. Если маленький ребенок пытается воспроизводить звуки лепетанием или каким-либо другим способом, но у него наблюдаются задержки или нарушения развития – необходимо обратиться к врачу (т. к. задержка в развитии может возникать из-за нарушения слуха).
  5. Переспрашивание, реагирование только на громкую речь – симптомы нарушения слуха у детей постарше.

Тугоухость

Тугоухость — потеря функциональности органов слуха, напрямую связанная с возникновением определенных сложностей в восприятии человеческого голоса и сопряженная с сокращением словарного запаса.

  1. Кондуктивная разновидность тугоухости непосредственно связана с возникновением препятствий на пути восприятия и передачи звука (звуков). Звуки окружающего мира не передаются по слуховому каналу от среднего внутреннему уху. Распространенный пример: скопление ушной серы в ушном канале, деформация или травма барабанной перепонки, развитие процесса воспаления в ушном канале.
  2. Сенсоневральная разновидность тугоухости вызвана общим снижением функциональности органов слуха, обусловленным возникновением и развитием заболеваний слухового нервного канала или одного из отделов слуха в коре головного мозга человека. Первопричиной данной разновидности является осложнение при заболевании вирусными заболеваниями (групп), развитие патологических заболеваний сердечно-сосудистой системы, систематическое пребывание в стрессовых ситуациях и нервное истощение, постоянное нахождение в зашумленной среде.
  3. Смешанная разновидность тугоухости обусловлена потерей функциональности органов слуха при травмах головы, после длительного приема медикаментов, осложнений воспалительных процессов в органах слуха, перенесенных ушных заболеваний. Смешанная разновидность тугоухости зачастую проявляется вследствие воздействия на органы слуха вибраций и громких монотонных шумов, после перенесенных гипертонических заболеваний, атеросклероза. В преклонном возрасте смешанная разновидность тугоухости обусловлена сниженным кровоснабжением органов слуха.

Глухота

Глухота — снижение функционирования органов слуха, при котором самостоятельное развитие речевого аппарата невозможно.

Глухота является сложной формой нарушения функционала слуха, так как зачастую проявляется у детей с самого рождения и несет ряд осложнений для социальной адаптации детей.

Возникновение глухоты происходит из-за генетической наследственности или появления патологий в перинатальный период развития малыша.

Нарушение фонематического слуха у детей называется дислалией. При этом заболевании человек не может произносить правильно звуки, при этом происходит их смешивание, и это чем-то напоминает речь трехлетнего ребенка. Но у детей этого возраста такая речь считается нормой. О заболевании можно говорить, если речь не меняется по достижении четырех лет.

Основными признаками нарушения фонематического слуха у детей считаются:

  • замена звуков;
  • пропуск звуков в своей речи либо их перестановка;
  • слабое разделение звуков (часто встречается замена «ш» на «с»).

Причины дислалии

Причинами нарушения могут стать:

  • иммунодефицит;
  • инфекционные заболевания;
  • проблемы с щитовидной железой;
  • плохое влияние социума;
  • неблагоприятный пример (родители с дефектами речи).

Диагностика нарушения слуха у ребенка проводится несколькими специалистами. Лечение дислалии должно выполняться комплексно. Помимо неврологов, участие принимают родители, учителя и логопеды. Различные лекарственные препараты стимулируют работу мозга и увеличивают объем памяти.

Чаще всего врачи назначают “Пантогам” для повышения работоспособности и стимуляции центральной нервной системы.

Для снятия напряжения и улучшения сна назначается “Глицин”, “Фенибут” – для устранения чувства страха, “Кортексин” применяют при наличии травм головы. Также необходимо скорректировать рацион питания.

В это время, согласно существующим методикам, идет развитие фонематического слуха.

Лечение патологии слуха у малышей

Лечение нарушения слуха у ребенка происходит с помощью следующих способов:

  1. Фармацевтические средства.
  2. Установленные способы сурдологического и логопедического характера.
  3. Постоянные упражнения слухового и речевого развития.
  4. Применение аппаратов слухопротезирования.
  5. Советы психоневролога для стабилизации нервной системы и психологической сферы малышей.

Логопедическая работа

Логопедическая деятельность при нарушении слуха детей в ДОУ играет важную роль, так как у слабослышащих ребят прослеживаются патологии речи, связанные с произношением.

Логопеды проводят обучение таким способом, чтобы усовершенствовать артикуляцию и достичь естественного произнесения слов и фраз.

При этом применяются разнообразные логопедические технологии общего характера и подобранные специально, учитывая индивидуальные особенности малышей.

Существует несколько процедур, которые используются при патологиях слухового канала с целью усовершенствования его функционирования. К ним принадлежат специализированные упражнения на дыхание, а также с языком, челюстями, губами, улыбкой и надуванием щек.

Профилактика

Самые распространенные причины нарушения слуха у детей – наследственность, негативные факторы окружающей среды, неправильный образ жизни родителей и перенесенные болезни.

На основе этого списка можно сделать выводы о том, как обезопасить ребенка от проблем со слухом. С наследственностью ничего сделать нельзя – можно лишь защитить ребенка путем прохождения частых медицинских обследований и своевременных диагностик нарушений.

Во время планирования ребенка также необходимо позаботиться о его здоровье, то есть:

  • начать вести здоровый образ жизни;
  • пить витамины;
  • встать на учет в центре планирования семьи;
  • сдать анализы.

Другие меры

Чтобы не травмировать ушную раковину новорожденного, необходимо правильно чистить уши. Не стоит чистить уши слишком часто – это может навредить, так как в малых количествах ушная сера защищает ушную раковину от агрессивной окружающей среды.

Когда малыш подрастет, необходимо научить его правильно чистить уши и контролировать этот процесс хотя бы в течение нескольких месяцев.

Обезопасьте ребенка от попадания воды в уши во время принятия ванны, душа или купания в водоеме. Контролируйте ребенка во время игр – не позволяйте ему засовывать в уши маленькие острые предметы.

Своевременные прививки – косвенная защита от нарушений речевого слуха у ребенка (т. к. многие прививки предупреждают развитие заболеваний, дающих осложнения на слуховой аппарат).

И главное, как уже обозначалось, при малейших подозрениях сразу же обратиться к специалисту. Ведь на ранней стадии вылечить болезнь гораздо легче, чем запущенную ее форму.

Источник: http://fb.ru/article/381848/klassifikatsiya-narusheniya-sluha-u-rebenka-prichinyi-poyavleniya-simptomov-i-metodyi-lecheniya

Дети с различными нарушениями слуха

Причины нарушения слуха у детей

Дети с нарушением слуха являются особой группой социума, поскольку у них нет возможности полноценного общения с окружающей средой.

Ведь слух является средством восприятия мира, который наполняют разные звуки: смех и голоса людей, шорох листвы и пение птиц.

Полная или частичная потеря слуха у ребенка — единственный физический дефект, который приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития маленького человека.

Согласно статистике, 15 из 1000 новорожденных имеют проблемы со слухом. Сейчас в мире более 500 миллионов людей, которые страдают частичной или полной потерей слуха. Глухота порождает расстройства речи. Слабослышащие дети плохо воспринимают как собственные слова, так и разговоры других людей. Из-за этого им сложно научиться говорить.

Причины глухоты у детей

Нарушение слуха у детей — это полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Причин такого явления несколько:

  1. Наследственность (врожденное нарушение, которое передается детям от их глухих родственников).
  2. Отклонения, связанные с беременностью и родами (инфекционное заболевание будущей мамы, родовые травмы, прием беременной женщиной запрещенных медицинских препаратов, появление на свет недоношенного ребенка).
  3. Детские инфекционные заболевания (менингит, скарлатина, энцефалит, осложнение гриппа, паротит, свинка).
  4. Черепно-мозговые травмы в раннем возрасте.
  5. Хроническое воспаление уха.
  6. Неправильное медикаментозное лечение.

Родители могут самостоятельно с помощью несложных приемов проверить слух ребенка на первом году его жизни. Для этого нужно повнимательнее присмотреться к младенцу и выяснить, выполняет ли он следующие действия:

  1. Малыш реагирует криком или широко открытыми глазами на громкие звуки.
  2. Ребенок обращает внимание на голос мамы.
  3. В возрасте 4 месяцев поворачивает голову на голоса людей и звуки, издаваемые игрушками.
  4. В возрасте 1,5-4 месяцев начинает произносить разные звуки, которые в следующие месяцы жизни переходят в более или менее понятную речь.

Кроме того, диагностировать слуховые нарушения у младенца с первых месяцев жизни помогут специалисты. В некоторых странах Европы для этого используют универсальный скрининг — современную технологию, которая помогает безболезненно проверить слух у новорожденного путем исследования работы улитки внутреннего уха. Кроме того, всегда можно обратиться за помощью к детскому врачу.

Классификация детей с нарушением слуха

Р.М. Боскис выделяет две группы ребят с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. К первой группе относят детей, которые не могут естественно воспринимать речь и самостоятельно ей овладеть.

Глухих малышей и подростков делят еще на два типа: рано оглохших и поздно оглохших.

К первому виду относят тех, кто потерял слух в раннем возрасте, до того, как начал говорить. В большинстве случаев такие дети воспринимают только очень громкие и резкие звуки.

Поздно оглохшими являются те, кто потерял слух вследствие травмы или болезни уже после того, как немного овладел речью. В таком случае родители могут сохранить речевые навыки своего ребенка, занимаясь с ним закреплением выученных слов и обучая чтению по губам.

Слабослышащие (или тугоухие) — это ребята с частичной потерей возможности слышать. У них наблюдают затрудненное речевое развитие, но в то же время самостоятельное освоение речевого запаса слов.

Б.С. Преображенский исследовал детей с проблемами слуха и выделил 4 группы слабослышащих:

  1. Легкая тугоухость (ребенок различает разговорную речь на расстоянии 6-8 м).
  2. Умеренная степень тугоухости (может хорошо слышать на расстоянии 4-6 м).
  3. Значительная степень тугоухости (воспринимает слова и целые предложения на расстоянии 2-4 м).
  4. Тяжелая степень тугоухости (разговорная речь улавливается на расстоянии до 2 м).

Французский врач Института глухонемых в Париже Итар сделал такую классификацию слабослышащих:

  1. Малыши, которые слышат громкую речь возле самого уха.
  2. Ребята, различающие гласные и согласные буквы.
  3. Дети, которые воспринимают только некоторые гласные и согласные.
  4. Не различающие слов, но слышащие разные звуки (звонок в двери, гром и т.д.).
  5. Полностью глухие.

Западные ученые различают 3 степени тугоухости — легкую, среднюю и тяжелую — и 3 группы глухоты: полную, почти полную, частичную.

Обучение речи ребенка сильно зависит от степени снижения слуха. Чем меньше малыш слышит, тем хуже он говорит. В особо тяжелых случаях, когда ребенок почти ничего не слышит, он может быть глухонемым. Неслышащие дети нуждаются в специальном обучении сурдопедагога.

Врачи утверждают, что дети, которые потеряли слух в возрасте до 2 лет, когда речь еще была несформированной, без ранней помощи не могут общаться с людьми всю оставшуюся жизнь.

Если же малыш перестал слышать в 3-3,5 года, его речь еще можно сохранить с помощью специального обучения.

В 4-5 лет слабослышащий ребенок также забывает все выученные слова и фразы, если с ним сразу же не начнет заниматься специалист.

Потеря слуха в 6-7 лет может сильно испортить речь маленького человека без немедленной помощи специалиста.

Для того чтобы ребенок не смог нормально овладеть своей речью, достаточно даже частичной глухоты. Частичная потеря слуха в возрасте до 3 лет способствует значительной задержке и недоразвитию речи, а после 3 лет может полностью сохраниться благодаря обучению специалиста.

Поздно оглохшие дети отличаются от тех, кто потерял слух в раннем возрасте. Такие ребята уже владеют речью и поступают в специальные школы, где их учат читать по губам.

Речевое развитие маленького ребенка полностью зависит от взрослых. При своевременном обнаружении потери слуха у малыша и специальной помощи слух можно сохранить.

Лечение детей с плохим слухом

Нарушение слуха у малышей влияет на их взаимодействие с окружающим миром и создает большой дискомфорт.

Современная медицина может упростить жизнь детям с такими проблемами. Не потерять речевых навыков с ухудшением слуха дошкольникам поможет слуховой аппарат. Хороший специалист сможет подобрать ребенку правильное устройство, которое будет усиливать звуки и поспособствует эффективному речевому развитию ребенка. Есть несколько видов слуховых аппаратов:

  • заушные, которые располагаются за ухом;
  • внутриушные, находящиеся в ушном проходе;
  • внутриканальные, которые позволяют аппарату проникнуть глубоко в ухо;
  • Open-Fit («открытое ухо») — современные слуховые аппараты, почти незаметные невооруженным глазом.

Кроме слуховых аппаратов есть много медикаментозных и хирургических способов лечения глухоты, которые каждому маленькому пациенту индивидуально подбирает врач. Ведь сильная потеря слуха может отобразиться на эмоциональном и психическом состоянии ребенка. Если он чувствует себя не таким, как все, проявляет постоянную раздраженность и агрессию, его следует показать психологу.

В наше время детская глухота не является приговором. Дети с нарушениями слуха могут стать полноценными членами общества, если ими займутся родители и специалисты. Глухие или слабослышащие малыши будут чувствовать себя счастливыми в позитивной эмоциональной среде и стабильной семейной атмосфере. Их будущее в руках любящих людей.

Источник: https://otitanet.ru/statji/deti-s-narusheniem-sluxa.html

Нарушение слуха у детей

Причины нарушения слуха у детей

Нарушение слуха у детей – это неспособность полноценно воспринимать звуки. Выявление проблемы должно насторожить родителей и стать немедленным поводом для посещения врача. Своевременная диагностика позволяет начать немедленное лечение.

Причины

Дети с нарушениями слуха либо рождаются, либо проблема является приобретенной впоследствии. Формы ее может быть две: полная и частичная. В случае полной глухоты ребенок полностью лишается возможности слышать и воспринимать какие-то звуки. А также нарушение слуха становится причиной в замедленном умственном развитии.

Причины тугоухости могут быть следующими:

  1. Заболевание передается по наследству от родственников или родителей.
  2. Во время беременности были нарушения. Женщина перенесла инфекционные заболевания, злоупотребляла вредными привычками, принимала какие-то лекарственные препараты и прочее.
  3. Дети с нарушениями слуха могут родиться из-за того, что при рождении были получены соответствующие травмы, либо нарушением в развитии речи. Относится сюда и дефицит веса, гипоксия, то есть недостаток кислорода.
  4. После появления на свет были перенесены заболевания, касающиеся органов слуха либо уши были травмированы.
  5. Причины нарушения слуха могут быть связаны с аденоидами. Миндалины увеличены, в результате слуховая труба закупоривается, происходит нарушение слуха. Для того чтобы решить проблемы достаточно удалить аденоиды, слух после этого будет полностью восстановлен.
  6. Нарушения слуха наблюдаются даже при наличии серной пробки, а также из-за присутствия инородных предметов.
  7. Перенесенная химиотерапия.
  8. Применение антибактериальных препаратов.

Роль слуха в развитии ребенка несомненно важна. Слабослышащий малыш отстает в развитии от сверстников, воспитывать его гораздо сложнее. Именно поэтому диагностика должна проводиться на ранней стадии развития заболевания.

Характеристика

Дети с нарушениями слуха отстают в развитии от своих сверстников. Проблема оказывает прямое воздействие на формирование речевого аппарата. Своевременная диагностика слуха у дошкольников позволяет предпринять соответствующие меры. Важное значение играют движения, тактильные контакты.

Особенности развития заметны сильно. Характеристика детей с нарушением слуха:

  1. Наблюдается задержка в развитии моторики.
  2. Неспособность полноценно развиваться физически.
  3. Проблемы с опорно-двигательным аппаратом.
  4. В разговорной речи присутствуют нарушения.
  5. Внимание плохое, трудно сконцентрироваться на чем-то одном.
  6. Развиваются сопутствующие патологии.

Можно также отметить и психологические особенности детей с нарушением слуха, охарактеризовать это можно следующим образом:

  1. По сравнению с детьми, у которых нет проблем с психофизическим развитием, больной ребенок отстает на несколько лет.
  2. Ребенок мало двигается, активные игры не любит, а точнее не может в них играть.
  3. Подвижные игры воспринимаются с трудом, некоторые движения замедлены.
  4. В пространстве могут возникать проблемы с движениями, координация абсолютно не такая, как у здоровых сверстников.

Развитие мышления у детей с нарушением слуха нарушается. Любая информация воспринимается с трудом, общение с людьми достаточно непростое, многие в этом испытывают большие трудности. Все это оказывает непосредственное влияние на развитие личности.

Некоторые формы заболевания могут привести к тому, что ребенок вырастет с большим багажом комплексов.

Классификация патологий

Характер выраженности проблемы со слухом может быть разным у каждого. Как уже было сказано выше, формы развития заболевания может быть две – приобретенная и врожденная. Каждая из них отличается своими определенными особенностями.

Приобретенные

причина подобного нарушения – осложнения после перенесенного гнойного отита. Привести к таким аномалиям могут и инфекции в острой форме – ангина, грипп и прочее. Существует несколько уровней снижения остроты слуха: легкая форма, средняя и тяжелая.

Врожденные

Подобное нарушение является наследственным. У глухих людей в 80% случаях рождаются такие же малыши, то есть тоже с проблемами тугоухости. Помимо этого, это может быть связано и с другими факторами, которые нарушают развитие малыша еще в тот момент, когда он находится в утробе своей мамы.

В данную категорию входит следующее:

  1. Ионизирующее облучение.
  2. При беременности женщина употребляла наркотики, пила, курила, принимала некоторые лекарственные препараты.
  3. Беременная женщина перенесла какое-то заболевание: краснуха, паротит и прочее.

После пройденного обследования ставится диагноз, после чего подбирается метод лечения.

Особенности развития

Психическое развитие детей с тугоухостью отстает от сверстников. Для того чтобы справиться с таким нарушением необходимо правильно воздействовать на его личность и дать ему соответствующее образование.

Обучение при нарушении слуха проходит в соответствующем специализированном месте. Там есть все условия для того, чтобы малыш мог полноценно развиваться, его личность будет формироваться, психические характеристики также будут восстановлены.

Логопедическая работа позволяет правильно сформировать речь, улучшить память. Дети учатся читать по губам своего преподавателя. Они могут воспринимать разную форму речевой деятельности.

Воспитание и обучение детей с нарушением слуха – это долгий и трудоемкий процесс. Ключевую роль в этом играют наглядные предметы, делаются различные инсценировки и подобное этому.

Особенности психического развития малыша с нарушением слуха должны контролировать прежде всего сами родители. Важно заниматься с ребенком, проверять как он реагирует на звуки.

Рекомендации родителям

Средств борьбы с заболеванием конечно не много. Родители должны окружить ребенка заботой и любовью как никогда. К основным мероприятиям относится следующее:

  1. Воздержитесь от молчания, необходимо постоянно заботиться о ребенке, не делать его особенным, то есть относиться точно также как и к другому малышу.
  2. Развиваться малыш должен точно так же как обычные дети.
  3. Компенсировать потерю слуха можно с помощью слухового аппарата.
  4. Приучать подростков к слуховому аппарату не просто, никакого насилия быть не должно, поощряйте, больше играйте.
  5. Особенности речевого развития следует обсудить с врачом.
  6. Игровая деятельность при нарушении слуха тоже особенная. Дома должно быть много резиновых игрушек, пищалок.
  7. Никогда не появляйтесь перед ребенком внезапно, это может напугать его.

Любая сфера деятельности детей с нарушением слуха должна обсуждаться с врачом.

Верботональная система обучения

Методы обучения могут быть разными. Коммуникативной деятельности отводится наибольшее значение. Ведь как уже было сказано выше проблемы со слухом оказывают прямое воздействие на развитие личности.

Верботональный метод реабилитации детей с нарушениями слуха – это старый метод решения проблемы, впервые он был внедрен в 1950 году.

Методика включает в себя не только полный комплекс диагностических мер, но и коррекцию проблем, связанных с нарушением голоса, а также особенности эмоциональной сферы детей с нарушением слуха. Для того чтобы добиться положительного результата в лечении к проблеме нужно подходить комплексно.

Реабилитация детей с нарушением слуха с помощью верботональной системы проходит следующим образом:

  1. Прохождение полного диагностического обследования, проводят его медицинские работники и педагоги. Это позволяет скорректировать дальнейший план действий.
  2. Разрабатываются игры для детей с нарушением слуха, специальные занятия, ребенок откроет в себе голоса, звуки, а также способность имитировать.
  3. Проводятся беседы с родителями.

Существует несколько методов верботонального развития:

  1. Фонетическая ритмика – малыш выполняет специальные упражнения по движению тела, учится правильно дышать.
  2. Занятия, на которых включается музыка – в формировании речи имеет большое значение.

С помощью специальных занятий преподаватели могут развить моторику, учат ребенка владеть своим телом, а также чувствовать его. Таким образом, он сможет ориентироваться в пространстве. Делаются прыжки, кувырки, раскачивания и прочие упражнения.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.