Сестринский процесс при пневмонии: задачи и этапы

Содержание

Сестринский процесс при пневмонии: план ухода и вмешательства

Сестринский процесс при пневмонии: задачи и этапы

Сестринский процесс при пневмонии предполагает организацию ухода за человеком с воспалительными изменениями легочной паренхимы. Он состоит из нескольких этапов, зависящих от степени тяжести болезни.

Особо важен план сестринского ухода за пациентами с крупозной пневмонией. Заболевание поражает оба легких и склонно к быстрому прогрессированию. Время его излечения и скорость развития осложнений значительно зависит от сестринского ухода.

Какие состояния требуют сестринского вмешательства

Сестринское вмешательство необходимо при следующих видах воспаления легкого:

  • Очаговое – участок воспаления размерами меньше 1 см у детей раннего возраста;
  • Очагово-сливное – у детей раннего возраста, где воспалительный процесс захватывает участки легочной ткани;
  • Долевое – воспалительный процесс захватывает целую долю легкого и сопровождается интоксикационными симптомами. Чаще встречается у детей старшего возраста;
  • Интерстициальное – микоплазменная или пневмоцистная пневмония, сопровождающаяся интерстициальным воспалительным процессом с дальнейшим развитием дыхательной недостаточности.

Не осложненную пневмонию можно лечить в амбулаторных условиях у детей старшего возраста на дому. В таком случае предварительно составляется план сестринского ухода: количество и кратность посещения пациента на дому.

Чтобы оказать качественную сестринскую помощь, необходима этапность процедур.

Основные этапы доврачебной коррекции воспалительного процесса

Первый этап доврачебной коррекции воспаления легких – сбор анамнеза. При первичном обращении пациента следует обратить внимание на следующие жалобы:

  1. Повышение температуры с ознобом, влажный или сухой кашель, одышкаа, появление ржавой мокроты, боль в грудной клетке;
  2. Бледная кожа, плохое самочувствие, стонущее дыхание, участие в дыхании мускулатуры.

В амбулаторной карте можно обнаружить признаки воспалительного процесса: увеличение лейкоцитов и СОЭ, нейтрофилез, рентгенографические данные об инфильтрации.

Второй этап сестринского ухода – анализ состояния.

При наличии патологического процесса в легких у пациента появляются вторичные симптомы:

  • Снижение аппетита;
  • Головная боль;
  • Головокружение;
  • Повышение частоты сокращений сердца (тахикардия);
  • Обострение хронических болезней;
  • Недомогание.

Наличие вторичных симптомов корректирует план сестринского вмешательства. При наличии вышеописанных признаков пациента необходимо поместить в стационар.

План ухода в стационаре со стороны среднего медперсонала

План ухода в стационаре должен быть ориентирован на предотвращение осложнений процесса. Медицинская сестра обеспечивает следующие вмешательства:

  • Постельный режим до улучшения общего состояния больного;
  • Организует молочно-растительную диету;
  • Контролирует потребление пациентом жидкости;
  • Обеспечивает прием разжижающих и отхаркивающих средств;
  • Обеспечивает симптоматическую терапию, рекомендованную врачом;
  • Контролирует активное посещение медицинским персоналом больного.

Этап госпитального ухода требует сестринского вмешательства и динамическую оценку состояния здоровья пациента.

На протяжении времени нахождения пациента в стационаре медицинская сестра должна контролировать положение больного в постели, прием лекарственных препаратов и процедур, назначенных врачом.

Если пневмония наблюдается у ребенка, сестринский уход расширяется до следующих процедур:

  1. Обучение малыша правильному дыханию;
  2. Практические занятия с родителями относительно техники вибрационного массажа;
  3. Создание пациенту дренажного положения (с опущенной головой);
  4. Рассказывает о домашнем ведении ребенка после излечения пневмонии: как делать горчичное обертывание, проводить профилактические процедуры;
  5. Проводит беседы о профилактике осложнений.

Этапы при крупозной пневмонии

Крупозная пневмония является серьезным состоянием, требующим постоянной коррекции множества факторов. Сестринский уход при нем является обязательным и незаменимым.

План ведения крупозной пневмонии медицинской сестрой:

  • Обеспечивать контроль над охранительным режимом;
  • Следить, чтобы головной конец кровати был поднят;
  • Проводить постуральный дренаж 2-3 раза в день;
  • Рекомендовать родителям чаще брать малыша на руки;
  • Контролировать процесс питания пациента;
  • Обеспечивать комфортные условия для лечения больного.

При крупозном воспалении легких со стороны сестринского персонала обязательны независимые вмешательства. Они предполагают контроль потребления пациентом фруктов, овощей, углеводов и объема жидкости.

Медсестра должна объяснять родителям, как правильно кормить малыша при пневмонии или проводить профилактические беседы с взрослыми.

План помощи может корректироваться средним персоналом с согласия врача. К примеру, если амбулаторная карта пациента имеет множество заболеваний, рационален перевод из терапевтического отделения в специализированное. Он осуществляется после коррекции острого воспаления.

При переводе больного сестринский уход не прекращается. Персонал контролирует течение крупозной пневмонии до полного ее разрешения (11-14 дней).

Если амбулаторная карта больного не имеет развернутого анамнеза, медицинская сестра должна обратить внимание на необходимость выполнения обязательных исследований: флюорография, прививки.

Доврачебная помощь больному воспалением легких предполагает создание комфортных условий. При необходимости медицинский персонал обеспечивает чистое сменное белье, гигиенические принадлежности.

Перечень процедур при воспалении легких

Сестринская помощь включает ряд зависимых процедур:

  • Обеспечение приема лекарств;
  • Проведение инфузий;
  • Контроль состояния больного после введения инъекций и приема таблеток.

Медицинская сестра может обратить внимание врача на то, что диагноз заболевания изменился. Она может первая заметить специфические симптомы патологии у человека.

В Америке существует даже особое понятие – «сестринский диагноз». Оно закреплено законодательно и означает, что медицинская сестра должна обосновать свои предположения относительно состояния здоровья человека.

Установка сестринского диагноза осуществляется на 2 этапе процесса ведения пациента. Средний медицинский персонал вправе самостоятельно решить, может ли пациент оставаться дома или его необходимо обследовать и показать врачу. Такой подход применяется в США относительно людей, вызывающих скорую помощь.

В нашей стране патологический процесс ведет врач, а средний персонал должен разграничивать норму и патологию.

Оценка эффективности лечения

При правильной организации процесса лечения пневмонии и сестринской помощи, избавление от болезни наступает на 10-14 день. Если заболевание затягивается, очевидно, что нарушена тактика ухода или неправильно подобраны лекарства.

Терапия заболевания – задача врача. Сестринская помощь должна учитывать лишь коррекцию режима питания, физической активности или постельного режима.

Помощь среднего медперсонала ускоряет выздоровление при пневмонии. Без нее сложно обеспечить идеальные условия для комфортного лечения человека. Независимо от того, какой диагноз у человека, сестринский уход необходим!

Источник: https://pneumonija.com/inflammation/lechenie-profilaktika/sestrinskij-process-pri-bolezni.html

Сестринский процесс при острой пневмонии у детей

Сестринский процесс при пневмонии: задачи и этапы

Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания. Заболевания органов дыхания в структуре детской заболеваемости составляют более 60 %. Сестринский процесс при острой пневмонии Информация о заболевании. Пневмония это острое воспаление легочной ткани. Этиология: инфекционная – пневмококки, стафилококки, вирусы, микоплазма.

Чаше всего наблюдается смешанная – вирусно-бактериальная этиология. В 60-80 % случаев «домашних» пневмоний возбудителем является пневмококк. Предрасполагающие факторы: перинатальная патология, врожденные пороки сердца, гиповитаминозы; хронические очаги инфекции ЛОР-органов, повторные ОРВИ, рецидивирующий бронхит, активное и пассивное курение.

В развитии пневмонии большое значение имеет состояние реактивности организма ребенка. Инфекция проникает воздушно-капельным путем, а затем бронхогенно распространяется по дыхательным путям, задерживается в бронхиолах и альвеолах, вызывая местное воспаление, инфильтрацию и заполнение альвеол экссудатом.

Основными механизмами патологического процесса являются развитие интоксикации (воздействие бактерий и их токсинов) и дыхательная недостаточность, так как в результате нарушения внешнего дыхания легкие не способны обеспечивать нормальный газообмен.

Клинические проявления, продолжительность течения, характер осложнений зависят от типа пневмонии и возраста ребенка.

Типы острых пневмоний:

Очаговая – наиболее частая у детей раннего возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани размерами не менее 1 см. Огагово-сливная – наблюдается у детей разного возраста; воспаление захватывает участки легочной ткани в нескольких сегментах или во всей доле легкого. Сегментарная – возникает у детей разного возраста; воспаление захватывает один или несколько сегментов легких, иногда с вовлечением плевры. Долевая (крупозная) – пневмококковая, наблюдается у детей старшего возраста; воспаление захватывает целую долю легких. Течение этой пневмонии тяжелое с выраженными симптомами интоксикации и дыхательной недостаточности. Интерстициальная – редкая форма пневмонии, вызывается микоплазмой или пневмоцистами; воспаление захватывает межальвеолярную соединительную (интерстициальную) ткань легких; характеризуется быстрым развитием дыхательной недостаточности. Детей дошкольного и школьного возраста при неосложненной пневмонии можно лечить амбулаторно в условиях «стационар на дому». Показания к госпитализации: дети первого полугодия жизни; дети, независимо от возраста, с тяжелым и осложненным течением заболевания; при отсутствии эффекта от лечения в амбулаторных условиях; при отсутствии условий для лечения на дому; дети из социально-неблагополучных семей.

Принципы лечения: постельный режим на весь лихорадочный период; питание полноценное, по возрасту; медикаментозная терапия: антибиотики, муколитические препараты, инфузионная терапия. Физиотерапевтическое лечение. ЛФК, массаж.

1 этап. Сбор информации

– Субъективные методы обследования: Характерные жалобы: гипертермия с ознобом при крупозной пневмонии; снижение аппетита, слабость, недомогание; кашель сухой или влажный, появление ржавой мокроты при крупозной пневмонии; боль в грудной клетке, одышка. История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.

– Объективные методы обследования: Осмотр: самочувствие ребенка нарушено, вялый, лихорадка; кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника; дыхание стонущее, одышка (40 в минуту у детей старше 2 лет, 60 в минуту у детей до 2 лет), участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры с втяжением межреберных промежутков, тахикардия.

При перкуссии — укорочение легочного звука; при аускультации — ослабленное дыхание, наличие влажных хрипов.

Результаты методов диагностики (из амбулаторной карты или Истории болезни): общий анализ крови: нейтрофильный лейкоцитоз и увеличение СОЭ; рентгенография легких — наличие инфильтрации очаговой, сегментарной, полисегментарной или занимающей часть или всю долю.

2 этап. Выявление проблем больного ребенка

У пациента с пневмонией нарушаются потребности: поддерживать температуру тела, поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.

Существующие проблемы, обусловленные интоксикацией: повышение температуры тела, недомогание, слабость, головная боль, снижение аппетита. Существующие проблемы. обусловленные развитием дыхательной недостаточности: одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, тахикардия.

Потенциальные проблемы: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистой недостаточность: затяжное и хроническое течение.

3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре

Цель ухода: способствовать выздоровлению, не допустить развитие осложнений. План сестринского ухода за пациентом в условиях лечения “стационар на дому”. Медицинская сестра обеспечивает: Организацию постельного режима на весь период лихорадки, до улучшения самочувствия и общего состояния. Организацию питания: молочно-растительную диету.

При отсутствии аппетита – суточный объем пищи уменьшить на1/2 или 1/3 восполняя обильным питьем жидкости. В соответствии с назначениями врача: антибактериальную терапию, прием отхаркивающих и мокроторазжижающих средств, симптоматическую терапию, домашнюю физиотерапию.

Независимые вмешательства: – активное посещение больного ребенка до полного выздоровления: – наблюдение за реакцией ребенка на лечение; – динамическое наблюдение и оценка общего состояния ребенка: положение в постели, самочувствие, цвет кожных покровов и слизистых, аппетит, наличие и характер кашля, температура тела, частота, глубина и ритм дыхания; – обучение ребенка и родителей «технике кашля», вибрационного массажа для эвакуации мокроты, созданию дренажного положения, проведению домашней физиотерапии – горчичники, горчичное обертывание, ингаляции; – консультирование ребенка и его родителей относительно его здоровья; – проведение санитарно-просветительных бесед о заболевании, профилактике осложнений.

Сестринский процесс при острой пневмонии

План ухода 1. Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением лечебно-охранительного режима Реализация ухода: Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о заболевании и профилактике осложнений; объяснить пациенту и/или родителям о необходимости соблюдения режима; приподнять головной конец кровати: проведение постурального дренажа 2-3 раза в день; рекомендовать матери грудного ребенка чаще брать его на руки и менять положение в кроватке. Мотивация: Охрана ЦНС от избыточных внешних раздражителей. Создание режима щажения, обеспечение максимальных условий комфорта. Облегчение дыхания. Эвакуация мокроты 2. Обеспечивать организацию и контроль над питанием Реализация ухода: Независимые вмешательства: Проведение беседы с пациентом/родителями о питании; Рекомендовать родителям приносить продукты с большим содержанием углеводов, фрукты, овощи; не кормить ребенка насильно, при отказе от пищи недостающий суточный объем восполнять питьем жидкости Мотивация: Удовлетворение, физиологических, потребностей 3. Организация досуга Реализация ухода: Независимое вмешательство: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др. Мотивация: Создание условий для соблюдения режима 4. Создание комфортных условий в палате Реализация ухода: Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате Мотивация: Улучшение дыхания. Удовлетворение физиологических потребностей во сне 5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий и приеме пищи Реализация ухода: Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены; Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье Мотивация: Обеспечение санитарно-гигиенических мероприятий. Потребность быть чистым 6. Выполнять назначения врача Реализация ухода: Зависимые вмешательства: Введение антибиотиков, обеспечение приема лекарственных препаратов: проведение инфузионной терапии Независимые вмешательства: Объяснить пациенту и/или родителям про необходимость введения антибиотиков, прием других лекарственных препаратов; провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах терапии; сопровождать на физиотерапевтические процедуры Мотивация: Этиотропное лечение. Профилактика осложнений. Раннее выявление побочных эффектов. Дезинтоксикация 7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение Реализация ухода: Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, регистрация характера кашля; измерение температуры тела утром и вечером; ЧД. ЧСС. При ухудшении общего состояния срочно сообщить врачу Мотивация:

Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.

5 этап. Оценка эффективности ухода

При правильной организации сестринского ухода наступает выздоровление ребенка, пациент выписывается под наблюдение участкового педиатра. Пациент и его родители должны знать об особенностях режима, питания, физической нагрузки, которые должен соблюдать ребенок после заболевания, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.

Источник: http://sestrinskoe-delo.ru/sestrinskoe-delo-v-pediatrii/sestrinskiy-protsess-pri-ostroy-pnevmonii-u-detey

Сестринский уход при пневмонии – организация процесса

Сестринский процесс при пневмонии: задачи и этапы

Пневмония – воспаление легочной ткани. Большинство ее видов поддаются терапии только в больничных условиях. План лечения пациента разрабатывается врачом, а сестринский уход при пневмонии помогает его реализовать.

Виды пневмонии, требующие сестринского ухода

Сестринский процесс при пневмонии необходим в случае ее возникновения в детском и пожилом возрасте, при появлении осложнений, тяжелой форме ее протекания, наличии сопутствующих болезней. Необходимость ухода медицинской сестры, в зависимости от формы пневмонии:

  • очаговая – воспаление участка площадью не более 1 см у ребенка младше 5 лет;
  • очагово-сливная – присутствие нескольких очагов поражения;
  • долевая – распространение воспаления на весь орган;
  • острая – необходимо срочное помещение в реанимацию.

Основные этапы ухода за больными

Поэтапный уход обеспечивает контроль здоровья пациента. Каждый этап сестринского процесса при пневмонии состоит из определенных мер диагностики, способов лечения, и других манипуляций.

Обследование пациента

На данном этапе пациенту оказывается первая сестринская поддержка, происходит знакомство. Больной осведомляется о местоположении туалета, столовой, комнат врачей, и о возможности экстренного вызова специалиста. При размещении в палате пациент должен подписать лист с согласием на медицинское обследование и лечение, в котором прописаны все обязательства обеих сторон.

Обследование начинается со сбора анамнеза и жалоб. Сестра должна выяснить следующую информацию у пациента:

  • наличие хронических заболеваний – особое влияние на течение пневмонии оказывают туберкулез, гепатиты, сифилис, ВИЧ-инфекция;
  • медикаментозное лечение в настоящее время;
  • необходимость регулярного приема лекарств – для поддержания самочувствия при сахарном диабете, нарушении давления и т. д.;
  • наличие аллергии;
  • злоупотребление вредными привычками;
  • нарушение сна или стула;
  • боязнь крови;
  • повышенная светочувствительность.

По окончании беседы сестрой устанавливается диагноз, включающий в себя сопутствующие болезни и симптомы пневмонии. Указываются и индивидуальные особенности пациента, которые могут повлиять на дальнейшее лечение – частые мигрени, присутствие аллергии, повышенная нервная возбудимость.

Симптомы пневмонии, определяемые во время обследования медицинской сестрой:

  • лихорадочное состояние;
  • высокая температура тела;
  • кашель, отхождение темной мокроты;
  • учащение пульса;
  • неравномерное дыхание;
  • общая слабость и недомогание;
  • болезненные ощущения в грудной клетке.

По результатам обследования сестрой, предыдущим анализам и прочим жалобам пациента врачом устанавливается тяжесть заболевания и особенности его протекания.

Оценка выявленных проблем

Кислородный ингалятор для облегчения дыхания при пневмонии

Следующий этап основывается на информации, полученной сестрой при диагностике пациента. Для улучшения его состояния при пневмонии назначается симптоматическое лечение. Оно включает в себя применение обезболивающих, жаропонижающих, мочегонных препаратов. При сильной одышке путем сестринского вмешательства устанавливается специальный кислородный ингалятор, облегчающий дыхание.

Примерный терапевтический курс определяется по установленному первичному диагнозу. Более точный вид болезни выявляется при проведении диагностических исследований. На данном этапе сестра определяет сопутствующие заболевания или симптомы, требующие дополнительной терапии. Пневмония может сопровождаться следующими осложнениями:

  • интоксикация – проявляется головокружением, нарушением пищеварения, тошнотой, рвотой;
  • дыхательная недостаточность – тахикардия, сильная боль в грудной клетке, одышка;
  • расстройства неврологического характера – повышенная тревожность, нарушение сна, страх перед болезнью.

Пневмония может сопровождаться тахикардией

При отсутствии терапии данных болезней и симптомов могут возникнуть осложнения, приводящие к хронической форме заболевания. В некоторых случаях при отсутствии врачебного и сестринского вмешательства возможно появление сердечно-сосудистой и легочной недостаточности, панических атак, нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

Составление и реализация плана терапии

Медикаментозное лечение пневмонии

После проведения первых двух этапов сестринского вмешательства при пневмонии окончательно определяется курс лечения.

Больному рекомендуется соблюдать постельный режим, находиться в состоянии покоя, принимать назначенные препараты. Терапия направлена на снижение температуры, устранение кашля, снятие болевых ощущений.

Если кашель сухой, то назначаются средства для улучшения отхождения мокроты.

Сестринское ассистирование может помочь при затруднении самостоятельного отхаркивания. Для этого используются специальные шпатели или баллончики. Сестра обязана оказать помощь и при других проблемах – при нарушении стула она устанавливает клизму, а при воспалении кожных покровов осуществляет втирания. При необходимости вводятся дополнительные препараты для улучшения самочувствия.

Питание при пневмонии корректируется медицинским персоналом и сестрой – пациенту предлагают блюда с большим количеством молочных продуктов, овощей и фруктов. Такая диета укрепляет иммунитет и способствует выздоровлению.

При интоксикации она строго ограничена и представляет собой прием жидких супов и безмолочных каш, морсов и травяных отваров.

В тяжелом случае назначается голодание – сестра поддерживает организм за счет внутривенного вливания питательных растворов.

Сестринская помощь пациенту на данном этапе:

Контроль положения пациента при пневмонии

  • поддержание климата и чистоты в палате;
  • сообщение о начале медицинских процедур;
  • контроль положения пациента – его нужно периодически переворачивать;
  • своевременная чистка медицинских приборов личного пользования;
  • стимулирование активности пациента соответственно возрасту и степени тяжести болезни;
  • обучение больного правильному дыханию;
  • проведение гигиенических процедур или напоминание об их необходимости.

Анализ эффективности терапии

Скорость выздоровления определяется активностью медицинской сестры и правильностью подобранного лечения. При соблюдении всех условий пневмония отступает через 2 недели после начала терапии в больничных условиях.

При отсутствии улучшений лечебный курс корректируется врачом – изменяется дозировка препаратов, питание, частота и вид физиотерапии.

Сестринская помощь заключается только в уходе за пациентом и контроле за прохождением процедур.

Лечение пневмонии не редко зависит от сестринской поддержки

Нередко эффективность лечения пневмонии зависит от сестринской поддержки. При установлении доверия пациенты могут жаловаться на ухудшение самочувствия именно ей, врачам об этом часто ничего не говорят. Чаще всего сестре поступают жалобы на отсутствие эффекта от терапии, появление запоров, одышки, непрекращающуюся боль в груди.

При полном выздоровлении пациент выписывается. Для предотвращения возникновения рецидива пневмонии рекомендуется проходить регулярные обследования в течение года.

Дополнительно для поддержания восстановительного процесса врач может назначить курс иммуностимулирующих препаратов и витаминных комплексов, рекомендовать изменение образа жизни – следует отказаться от вредных привычек, регулярно выполнять гимнастику. Хороший эффект окажет периодическое санаторно-курортное лечение.

Обязанности медсестры

Медицинская сестра ежедневно должна выполнять следующие обязанности:

Медсестра собирает биоматериал для диагностики пневмонии

  • проверка состояния пациента, знакомство с больничным распорядком при его поступлении;
  • осуществлять контроль санитарного состояния больничных палат, регулярной уборки и проветривания;
  • сбор биоматериала для диагностики (кал, моча, кровь);
  • смена постельного белья по мере необходимости;
  • измерение температуры тела, пульса, дыхания, количества мокроты пациента, занесение данных в больничный лист;
  • информирование врача о состоянии больных;
  • транспортировка пациентов до процедурных или диагностических кабинетов;
  • раздача медикаментов;
  • проведение некоторых медицинских процедур – постановка уколов, горчичников, банок, клизм;
  • ведение учета выдачи лекарственных препаратов и дежурств;
  • оказание экстренной доврачебной помощи.

У детей пневмония протекает более тяжело, поэтому маленьким пациентам необходим особый уход. Наибольшее внимание медицинской сестре следует оказывать младенцам и детям младше трех лет. Такая сестринская помощь заключается в следующих рекомендациях для родителей:

Следить за личной гигиеной ребенка

  • чаще брать ребенка на руки;
  • кормить большим количеством фруктов;
  • не кормить младенца насильно;
  • не пеленать туго;
  • следить за гигиеной ребенка.

Медицинская сестра предупреждает взрослых о возможных побочных эффектах терапии, проводит профилактику вздутия живота. Многие молодые родители негативно относятся к большому количеству лекарств в младенческом возрасте – в этом случае сестринская помощь заключается в убеждении в правильности и необходимости приема медикаментов для лечения пневмонии.

Лечебная дыхательная гимнастика

С ее помощью улучшаются газообменные процессы в легких, местное кровообращение, восстанавливаются функции капилляров. Это снимает одышку при пневмонии, улучшает работу органов дыхания, укрепляет местную мускулатуру и расслабляет мышцы туловища. Проведение такой гимнастики под контролем сестринской поддержки ускоряет процесс выздоровления. Упражнения имеют некоторые противопоказания:

  • высокая температура;
  • лихорадка;
  • интоксикация;
  • сердечная недостаточность;
  • сильная слабость;
  • присутствие ВИЧ-инфекции;
  • онкологические болезни.

Как правило, медицинская сестра рекомендует ее выполнение пациентам при начале выздоровления. Она осуществляет контроль за частотой и правильностью ее проведения. Упражнения следует делать сидя или лежа на кровати, не торопясь. Сестринское вмешательство в это время заключается в контроле пульса – он не должен повышаться.

Дыхательную гимнастику при пневмонии нужно выполнять трижды в день по 10–15 минут. В процессе выздоровления сестра может добавить ходьбу во время дыхания – тогда продолжительность упражнений возрастает до 20–30 минут.

Основные упражнения:

  • очищающее дыхание – глубокий вдох задерживается на несколько секунд, затем воздух через рот выталкивается короткими толчками;
  • с плотно сжатыми губами – глубокий вдох носом, выдох ртом через несколько секунд, губы при этом не разжимать;
  • произношение звуков – выполняется так же, как очищающее дыхание, но при выдохе необходимо произносить короткие звуки.

Каждое упражнение нужно повторять по 8–10 раз.

по теме: Пневмония

Источник: https://tvoypulmonolog.ru/protsedury/sestrinskij-uhod-pri-pnevmonii.html

Сестринский процесс при пневмонии

Сестринский процесс при пневмонии: задачи и этапы

При пневмониях успех лечения во многом зависит от качественного медицинского ухода.

В процессе терапии основного заболевания, проводимой в условиях стационара или на дому, не обойтись без сестринских вмешательств, которые облегчают состояние заболевшего, позволяют контролировать эффективность лечения, учитывают особенности ухода и устраняют возможные проблемы, связанные с течением пневмоний.

Общая информация

Сестринский уход при пневмонии подчиняется четкому плану, этапы которого направлены на постепенное выявление потенциальных и приоритетных проблем пациентов, а также своевременное их решение. Собственно поэтому и рекомендуется брать в помощь медсестру, если лечение осуществляется на дому.

Комплекс мероприятий или, правильнее, сестринский процесс при пневмонии, находящийся в сфере интересов среднего медицинского персонала, имеет особое значение, если выявлена крупозная форма.

Впрочем, и более легкое течение требует вмешательства медсестер.

Но все-таки более подробно стоит остановиться на организации сестринского процесса и на наличии особенностей, с учетом которых составляется план ухода за больным при крупозной пневмонии.

Этапы организации

Четкая структура организации, основанная на методических разработках и утвержденная в высших инстанциях здравоохранительных органов, позволяет составить план сестринского вмешательства и следовать ему, сверяясь с инструкциями на каждом пункте. Выделяют 5 основных этапов, каждый из которых направлен на достижение определенной промежуточной цели, а весь комплекс в целом позволяет победить пневмонию.

Оценка состояния

В первую очередь необходимо установить с пациентом хороший личный контакт, успокоить, ободрить. В процессе важно оценить текущее состояние. Для больных пневмонией на этом этапе проводится:

  1. Измерение температуры тела.
  2. Подсчет частоты дыхания и пульса.
  3. Определение уровня артериального давления.

Все эти данные нужны для составления полной картины об уровне вовлечения в патологический процесс органов и систем. Полученные сведения заносятся в карту пациента. Такая мера облегчает работу врача, способствует постановке точного диагноза.

Все сведенья о состоянии пациента обязательно отражаются в дневнике сестринского ухода.

Выявление проблем

Следующим пунктом является определение приоритетной проблемы пациента и потенциальных осложнений и рисков. Наиболее часто основные угрозы связаны с воспалением в одной или нескольких долях легкого, что сопровождается одышкой и причиняет существенный дискомфорт больному.

Пневмония грозит осложнениями со стороны сердечной системы, что проявляется тахикардией и изменением нормальных показателей давления. Нередко нарушения связаны с проблемами со сном, с повышенной тревожностью и всевозможными страхами.

Определив приоритетную проблему, медсестра должна сообщить о своем наблюдении лечащему врачу, поскольку именно он составляет план лечения.

Потенциальные проблемы имеют значение для профилактики возможных осложнений, которые нередко встречаются при воспалении легких. Раннее их определение способствует выздоровлению в кратчайшие сроки без неприятных последствий заболевания.

Приоритетные проблемы должны решаться немедленно – зачастую (особенно при остром течении) они представляют прямую угрозу жизни.

Каждая выявленная в ходе сестринского процесса проблема находит свое отражение в последующем назначении врача. Грамотный специалист учитывает не только данные лабораторных показателей, но и наблюдение помощников среднего звена.

Составление плана

Получив предварительные данные и результаты врачебного осмотра, медицинская сестра определяет последовательность собственной деятельности, связанной с уходом, лечением и реабилитацией больного.

На этом этапе требуется составление плана с указанием конкретных действий, необходимых для успешной реализации поставленных целей. При этом обязательным является корректировка запланированных действий с учетом текущего состояния пациента и внесение необходимых изменений, что требует возврата к предыдущему пункту.

Все поправки осуществляются на основании заключения врача, поскольку динамические изменения в ходе лечения требуют его вмешательства.

Выполнение сестринских обязанностей

Вмешательство среднего медицинского персонала не должно сводиться только к наблюдению за больными и выполнению назначенных врачом лечебных мероприятий.

Уход в острой стадии болезни, режим питания, обеспечение соответствующих гигиенических условий, профилактика поздних осложнений воспаления легких – эта деятельность находится в комплексе сестринской помощи и во многом влияет на результат терапии.

Чтение карты больного и своевременное выполнение назначений врача также важная часть работы медсестры.

Особенно важна на этом этапе роль младшего медицинского персонала в лечении детей, которые заболели пневмонией. Заболевание в этом случае может дать тяжелые осложнения.

Особенностью течения пневмонии у детей является более острая и тяжелая симптоматика, которые требуют внимания.

Необходимая на время лечения изоляция тяжело переносится детьми, поэтому столь важен хороший контакт, помогающий успокоить ребенка и убедить выполнять неприятные процедуры.

Обеспечение физического и эмоционального комфорта, правильный уход и забота о маленьком пациенте – это одно из немаловажных условий качественного лечения в этом возрасте.

Оценка эффективности

Задачей последнего этапа является определение правильности выбранной тактики лечения.

В том случае, если все сделано верно и своевременно, пневмония отступит без осложнений и негативных последствий примерно через 10–14 дней от начала терапии.

Коррекция назначений в случае менее благополучного развития болезни осуществляется врачом. Сестринское участие требует повтора всех предыдущих шагов организации и составление нового плана действий.

Функции среднего медицинского персонала

Чем более детально и комплексно организован процесс, тем лучших результатов удается достичь за короткое время. В этом существенную роль играет средний медицинский персонал, поскольку основные мероприятия по уходу за пациентами с пневмонией связаны именно с сестринской помощью.

Задачами среднего персонала является:

  1. Создание оптимальных условий.
  2. Проведение необходимых гигиенических процедур.
  3. Кормление и контроль за режимом питья.
  4. Осуществление медицинских манипуляций и важных реабилитационных мероприятий.

Помимо всего прочего, контроль процессов, связанных с течением болезни в динамике, также относится к обязанностям медицинской сестры.

О каждом из этих этапов стоит рассказать более подробно.

Создание оптимальных условий

Сестринская помощь начинается с обеспечения условий, которые облегчают состояние больного человека. Такой приоритет связан с тем, пневмония с острыми проявлениями интоксикации значительно ограничивает физические возможности. Что подразумевается под комфортными условиями:

  • Режим проветривания и влажных уборок. Это обеспечивает оптимальную температуру и влажность в помещении, где находится пациент.
  • Своевременное изменение положение тела. Служит профилактикой образования пролежней, что особенно актуально для пожилого человека с учетом особенностей возрастной физиологии.
  • Ограничение физической и психологической нагрузки – необходимое условие для ребенка.
  • Функциональное, с точки зрения облегчения дыхания, приподнимание изголовья кровати улучшает вентиляцию легких и способствует профилактике застойных явлений при острых пневмониях.

Гигиенические процедуры

Чистота тела повышает комфорт больного и улучшает его физическое и эмоциональное состояние. Учитывая, что пневмония в первые дни требует соблюдения постельного режима, а личная гигиена может стать проблемой, в сестринские обязанности входит обмывание открытых участков тела в условиях кровати. Санитарная обработка должна стать ежедневным процессом и проводиться регулярно и качественно.

Во внимательном уходе нуждаются все больные, а для ребенка или пожилого человека такие меры служат дополнительным способом установления хорошего контакта.

Помогая пациенту при проведении гигиенических процедур, средний медицинский персонал одновременно может осуществлять необходимый контроль за состоянием кожных покровов, а также оценивать общее самочувствие пациента.

Обеспечение питания и питьевого режима

Острое заболевание, сопровождающееся значительным подъемом температуры, требует соблюдения режима питья и кормления.

В задачу медсестры входит отслеживание объема потребляемой жидкости, помощь при кормлении и обеспечение соответствующей лечебной диеты.

Проблема снижения аппетита у пациента дает основание внести изменения в план, обусловленный сестринским процессом. Также не стоит забывать, что все нехарактерные ранее и вновь выявленные проблемы должны быть известны врачу.

Особенно часто от еды отказываются дети, и зачастую, кроме внимательной медсестры, никто не заметит, что малыш ничего не ест. В ряде случаев составляется карта индивидуального питания. Это поможет накормить капризного ребенка и позволит избежать проблем, связанных с отказом от пищи.

Медицинские процедуры

Назначенные врачом лекарственные препараты должны своевременно и в нужной дозировке попадать в организм больного пневмонией. Это того зависит выздоровление. Медицинская сестра должна проследить, чтобы лекарства были приняты вовремя, обеспечить постановку капельниц и инъекций, а также сопроводить пациента на все назначенные обследования и процедуры.

В особом внимании нуждается больной ребенок, поскольку неприятные для него манипуляции могут привести к различным ухищрениям с целью пропуска процедур, а это сведет к нулю качество лечения.

Реабилитация

Пневмония сопровождается слабостью, снижением мышечного тонуса, а также нарушениями со стороны дыхательной системы. Во многом облегчить состояние пациента можно с помощью лечебной гимнастики. Она проводится, как только позволят результаты врачебного осмотра, а затем будет сделано соответствующее назначение.

В период постельного режима все занятия сводятся к простейшим движениям в пределах кровати. Их польза также неоспорима – они улучшают вентиляцию легких и позволяют избежать застойных явлений. С расширением двигательного режима, начинаются более активные занятия сначала в палате, затем в коридоре или общем зале для лечебной физкультуры.

Своевременно начатые реабилитационные мероприятия позволяют снизить риск развития поздних осложнений, а также способствуют быстрому восстановлению и возврату к привычному образу жизни.

И роль младшего медицинского персонала по уходу за больным с пневмонией не стоит недооценивать.

Помимо выполнения назначений, она создает более комфортные условия для пациента, что также способствует скорейшему выздоровлению.

Источник: http://elaxsir.ru/zabolevaniya/pnevmoniya/sestrinskij-process-pri-pnevmonii.html

Случаи, требующие вмешательства сестринского персонала

Чаще всего пневмония требует госпитализации пациента. Но в некоторых случаях, когда заболевание протекает в легкой форме, лечение может проводиться в домашних условиях.

Тогда необходимо регулярное посещение больного медицинской сестрой. Этот вариант приемлем для подростков и взрослых. Кроме возраста и тяжести заболевания, значение имеет общее состояние здоровья и наличие сопутствующих патологий.

Лечение под контролем медсестры показано в следующих случаях пневмонии:

  • очаговая – если уход невозможно организовать в домашних условиях или у маленьких детей;
  • крупозная, или долевая – воспаление охватывает долю легкого целиком, при этом пациент находится в тяжелом состоянии;
  • интерстициальная – воспаление приводит к дыхательной недостаточности.

Этапы сестринской помощи при воспалении легких

Сестринский процесс при пневмонии выполняется поэтапно. Только так можно обеспечить наиболее тщательный уход за здоровьем пациента.

Сбор анамнеза

Первый этап заключается в сборе информации о состоянии больного пневмонией. Устанавливаются особенности возникновения заболевания, его длительность, препараты, которые использовались для лечения. Сестра проводит опрос и первичный осмотр пациента: измеряет температуру тела и давление, осуществляет перкуссию и аускультацию органов дыхания. Тревожными являются следующие симптомы:

  • лихорадка и озноб;
  • кашель;
  • мокрота коричневого цвета;
  • одышка, боль за грудиной, учащенное сердцебиение;
  • бледность кожных покровов, посинение носогубного треугольника;
  • вялость, потеря аппетита;
  • дыхание поверхностное и стонущее, могут быть влажные хрипы;
  • в дыхательных движениях задействована дополнительная мускулатура.

В обязанности сестры также входит фиксирование результатов предыдущего обследования: анализа крови (СОЭ, количество лимфоцитов) и рентгеновского снимка легкого (отметить, какая часть поражена).

Составление и реализация плана лечения

На основе данных, полученных после первых двух этапов, сестра составляет развернутый план вмешательства. Его общей целью является улучшение состояния пациента и недопущение развития осложнений. Конкретные цели зависят от проблем больного. Это может быть:

  • избавление от одышки, боли в груди;
  • нормализация температуры тела;
  • вызов продуктивного кашля.

Для каждого пункта плана указываются методы его реализации и сроки достижения. Медицинская сестра оценивает состояние больного в динамике. Она следит за внешними симптомами заболевания, результатами анализов, характером протекания пневмонии. При необходимости сестра акцентирует внимание лечащего врача на изменениях в состоянии здоровья пациента.

Оценка эффективности терапии

Если лечение подобрано правильно и сестра осуществляет должный уход за пациентом, выздоровление наступает через 2 недели. В случае если этого не произошло, требуется корректировка плана терапии пневмонии. Лекарства подбираются врачом, а сестра может изменить только режим питания и активности пациента.

После выписки человек должен продолжать наблюдаться у терапевта по месту жительства, чтобы избежать рецидивов болезни. Восстановление организма после пневмонии происходит в течение года.

В стационаре медсестра разъясняет больному, что после выписки ему необходимо полноценное питание, умеренная физическая активность, отказ от вредных привычек и соблюдение режима труда и отдыха.

Если пневмонией болел ребенок, то об особенностях его восстановления после болезни должны позаботиться родители и участковый педиатр.

Основные обязанности сестринского персонала при пневмонии

В обязанности сестры входит следить за режимом дня пациента, его гигиеной, приемом лекарств, выполнением физиотерапевтических процедур, изменением состояния в процессе лечения, активным посещением больного врачом.

Сестра следит, чтобы пациент находился в благоприятных условиях. Больничная палата должна регулярно проветриваться. Необходимо, чтобы воздух был теплым, но влажным и свежим. Больному пневмонией следует соблюдать постельный режим.

Медсестра должна научить пациента максимально расслаблять мышцы и отдыхать. Если человек находится в тяжелом состоянии и не может самостоятельно менять положение тела, то это входит в обязанности медперсонала. У больных пневмонией голова должна находиться в приподнятом состоянии.

Медсестра добивается этого посредством регулировки кровати или подкладывая подушки.

Сестринский уход подразумевает обеспечение гигиены пациента. Лежачих больных сестра ежедневно обмывает теплой водой и подмывает после туалета.

Она также следит за чистотой постельного белья и одежды пациента. Чтобы у больного не возникло воспаления в ротовой полости, проводят ее обработку слабым содовым раствором.

При появлении герпетических высыпаний на губах или в области носа, используют цинковую мазь.

К медицинским процедурам, проводимых сестрой при пневмонии, относят:

  1. Инъекции, инфузии.
  2. Действия при лихорадке – обтирание прохладной водой, обильное теплой питье, прохладный воздух в помещении.
  3. Постуральный дренаж в случаях, когда мокрота плохо отходит.
  4. Очищение ротовой полости пациента от мокроты, если он не может сделать этого самостоятельно.
  5. Постановка клизмы при запорах, присоединение мочеприемника.
  6. Выполнение отвлекающих процедур по назначению врача: горчичники, банки, компрессы.

Помимо этого медсестра следит за тем, чтобы пациент принимал назначенные врачом препараты: антибиотики, муколитики, жаропонижающие, противовоспалительные и другие. В случае нарушений в работе сердечно-сосудистой системы, возможны инъекции сердечных гликозидов и глюкокортикоидов.

Для выздоровления пациенту необходимо соблюдать режим питания. Сестра следит, чтобы больной выпивал достаточное количество жидкости – до 3 л в день.

Это может быть чистая вода, натуральный сок, морс, чай с лимоном, отвар шиповника. Питаться нужно часто, но понемногу. Предпочтение отдается бульону, отварному куриному мясу, рыбе, овощам, молочной продукции.

Если у пациента нет аппетита, то количество пищи можно уменьшить, увеличив при этом объем жидкости.

Важное место в лечении пневмонии занимает дыхательная гимнастика. Сестра учит больного специальным упражнениям и контролирует их выполнение. Гимнастикой следует заниматься дважды в день. По мере выздоровления пациент увеличивает физическую активность: делает зарядку и лечебную гимнастику.

Помощь медсестры жизненно важна для лежачих больных. Но и пациенты, которые в состоянии позаботиться о себе, нуждаются в опеке сестринского персонала. Под контролем медицинских работников заболевание протекает гораздо быстрее и легче.

Источник: https://grippe.su/sestrinskij-process-pri-pnevmonii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.